Компьютерные игры для дошколят! Развиваем логику, внимание и память. Изучаем буквы, цифры и цвета!

 
   

 
Развитие малыша
График развития от 0 до 2-х лет
Развитие по месяцам, от 0 до 1 года
График роста ребёнка
График набора веса ребёнка
Массаж и гимнастика
Развитие малыша от 1 до 2-х лет
Развитие ребёнка от 2 до 3-х лет
Развитие ребёнка 3-5 лет
Учим ребёнка есть, умываться и одеваться самостоятельно
Игры для развития мелкой моторики
Игры для детей от 1 до 2-х лет

 
Авторизация

 

 
Развитие ребёнка от 2 до 3-х лет Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ekaterina   
28.09.2010

   •  Физическое развитие
•  Ведущая деятельность – предметная
•  Развитие речи
•  Социальное развитие
•  Познавательное развитие (познание окружающего мира, конструирование)
•  Эстетическое развитие   (художественная литература, изобразительное искусство, музыка)
•  Эмоции
•  Базисные характеристики личности

 

 

 

 

 

•    Физическое развитие
  Двигательная активность на втором и третьем году жизни  детей основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазание, прыжки с места. Двигательная активность ребёнка этого возраста характеризуется следующими особенностями: обогащением содержания и увеличением количественных показателей основных локомоций, наличием ярко выраженных индивидуальных различий в объеме движений (от 5 до 12 тысяч в день), продолжительности (от 68 до 136 минут), интенсивности (от 29 до 84 движений в минуту), тенденцией к повышению в весеннее – летний период и снижению зимой и осенью.
Ребёнку этого возраста свойственна частая смена движений и поз – от 550 до 1000 раз  в день, благодаря чему происходит поочерёдное напряжение и отдых различных групп мышц.  В этом возрасте не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Развитие движений происходит поэтапно.
2 года – 2 года 6 месяцев – удержание равновесия при поднимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасывания мяча через препятствия. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками, бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед. Вставание в пары, друг за другом, вставание в круг с помощью взрослого.
 2 года 6 месяцев – 3 года – подтягивание руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке. Лазание по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребёнку способом. Бег в заданном направлении. Оформление фазы полёта в беге. Перепрыгивание через линии, веревку, положенную на пол. Появление прыжка в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10-15 см.

К трём годам ребёнок вместе со взрослым начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколёсном велосипеде. Ребёнок с помощью взрослого осваивает некоторые движения в водной среде: учится скользить в воде, двигать руками и ногами.


 

 

 

•    Ведущая деятельность – предметная

    На третьем году жизни ребёнка, ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Способствовать овладению орудийными способами  действий в быту, игре, на занятиях.
Развивать самодеятельную игру- экспериментирование с различными  подходящими для этого предметами и природным материалом.
Продолжать знакомить ребёнка с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств; показывать ребёнку картинки, слайды, мультфильмы, водить его на тематические прогулки, что обогащает содержание игр.

   К трём годам ребёнок:
- владеет необходимыми способами использования предметов для решения разнообразных практических задач в быту, в игре, рисовании и т.д;
- знает назначение часто используемых предметов и умеет их правильно применять в зависимости от той или иной ситуации;
- деятельность ребёнка приобретает предметно- опосредованный характер – он становится «повелителем вещей», понимает их назначение , улавливает значение для людей предметов (одежда, посуда, игрушки);
- проявляет интерес к игрушкам и может занять себя игрой;
- использует подходящие игрушки, предметы – заместители, игровые модули;
- может самостоятельно отображать в игре назначение предметов в несложных жизненных сюжетах;
- всё чаще переходит от одиночных и игр рядом к играм, совместным с другими детьми, в которых проявляются элементы ролевого поведения.

 

 

 

•    Развитие речи


  На третьем году жизни развитие речи происходит в связи с выполнением всё более широкого круга функций, прежде всего – налаживания взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми (коммуникативная функция речи), познания окружающего мира (интеллектуальная функция). Ребёнок осваивает основную форму речевого  обращения – диалогическую. Он учится инициативно высказываться, задавать вопрос, сам отвечать, обращаться к окружающим  с просьбами и предложениями.
Ребёнок пользуется для выражения желаний, чувств, мыслей, для достижения желаемых результатов. Однако, используемые ребёнком слова весьма несовершенны в фонетическом отношении и выражают широкий спектр смыслов. Интерпретируя их и адекватно реагируя словом и предметными действиями, взрослый налаживает таким образом язык ребёнка.
Проявляя инициативу, ребёнок выступает как субъект общения, как равноправный партнёр. Стремление быть понятым, добиться выполнения своих желаний заставляет ребёнка учиться говорить правильно. Общение со сверстниками в этом возрасте помогает установить эмоциональный контакт и привлечь внимание к своей личности: играя рядом, дети сопровождают речью свои действия, но прямо к партнёру пока не обращаются.
При благоприятных условиях к концу третьего года в общении со взрослым дети понимают и выражают в речи свои впечатления, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Дети начинают высказываться о прочитанной им книжке, сказке, на темы из прошлого опыта (воспоминания и поездке на море, о подарках Деда Мороза и др.).


  ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Поддерживать стремление ребёнка активно вступать  в общение всеми доступными  - неречевыми и речевыми средствами, откликаясь на вопросы и предложения взрослого, выражая свои желания, чувства, мысли; поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться новыми впечатлениями, сопровождать речью игровые действия ,отношение к происходящему.
Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащать словарь словами – названиями людей, растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек. В играх учить детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
Содействовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению слов (по числам, падежам, временам и т.д.), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.
Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков. Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

Речь взрослого должна быть грамотной, содержательной. Необходимо говорить в умеренном темпе, чётко артикулируя звуки, используя точные слова.

Для организации игр и занятий необходимы игрушки, реальные предметы, муляжи, куклы и фигуры настольного театра, игрушки - самоделки, картинки, костюмы сказочных персонажей, элементы декораций и др.
Основные преобразования в содержании и структуре речи ребёнка происходят в процессе его инициативных высказываний. Не пытайтесь излишне регламентировать его речевое поведение, добиваться дисциплины. Пусть ребёнок свободно высказывается по собственному побуждению, хотя это и может создавать видимость беспорядка.

   К 3-м годам ребёнок:

- охотно вступает в контакт с воспитателями и сверстниками; отвечает словом и действием на побуждающие предложения взрослых и их вопросы;
- самостоятельно инициативно высказывается под впечатлением от  происходящего и на темы из личного опыта, выходящие за пределы ситуации, сопровождает речью игровые действия;
- правильно артикулирует гласные и простые согласные звуки;
- речь имеет форму простых грамматически оформленных фраз.

Темпы освоения звукопроизношения, объем и точность словаря, уровень владения сложным синтаксисом, контактность и общительность детей индивидуальны.

 

 


•    Социальное развитие


   У ребёнка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые  контакты со взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей.
С приходом малыша  в детский сад его эмоциональные связи в системе отношений «ребёнок – взрослый» дополняются отношениями «ребёнок - сверстники».
Вначале малыш может быть напуган большим количеством других детей, их плачем, шумом. Часто в этот период он не выделяет среди них отдельных детей, путает, забывает имена. В это время он может больше интересоваться игрушками и предметами оборудования группы, и лишь по мере адаптации к новым условиям вступает в контакт с детьми (по инициативе воспитателя или самостоятельно), знакомится с ними, узнает их привычки, интересы  и т.д.
На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся продемонстрировать себя и в то же время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги.
Возникает такой важный момент в развитии самосознания, как отделение ребёнком своего действия от предмета, за которым ранее оно было жестко закреплено. Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых, действия, к которым ребёнок относится, как к своим: «Я ем», «Я играю». Переходит переход от обозначения себя в  3-м лице к личному местоимению «Я».
К 3-м годам возникает «система Я». Она включает познание ребёнка  себя через свое имя («Я Лёва»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании («Я хороший!») и самостоятельности («Я сам!»).



   ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:

Поддерживать потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Развивать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам.
Развивать у ребёнка способность видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), их изменения и выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
Формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать (пожалеть другого человека, если ему плохо, больно, утешить обиженного и д.р.), а чего делать нельзя (драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.).
Воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстника. Развивать желание заниматься каким - либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т.д.) рядом и вместе с другими детьми, побуждать детей к взаимодействию.
Поддерживать уверенность в себе, своих силах («Я могу!», «Я хороший!»), развивать потребность в самостоятельности («Я сам!»).


   Нравственная основа социального поведения и общения закладывается через эмоциональную сферу малыша. Например, Миша тянет маму за волосы. Мама всем своим видом даёт понять, что ей больно. Миша жалеет маму.

Необходимо использовать различные естественно возникающие и специально созданные ситуации, где взрослому требуется помощь, забота, внимание со стороны ребёнка. Причём взрослый демонстрирует ребёнку способы выражения как положительных, так и отрицательных эмоций.

 

 

   К 3-м годам ребёнок:
- нуждается в общении со взрослыми и сверстниками;
- овладевает ситуативно – деловым общением и элементарным сотрудничеством со взрослым;
- речевое общение с ровесниками становится эмоционально – практическим;
- проявляет инициативность, потребность в самостоятельности, независимости;
- начинает верить в свои возможности;
Центральное новообразование у детей 3-х лет – появление «системы «Я», которая порождает потребность действовать самому. Сформированность «системы «Я» способствует появлению самооценки  и связанного с ней стремления соответствовать требованиям взрослых.



•    Познавательное развитие

Познание окружающего мира.

   ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
   Помогать ребёнку узнавать себя, привлекая внимание к его собственной персоне (например, «Где у Саши глазки, а где ушки, где носик?», «Кого зовут Сашей?»). Особое внимание обращается на лицо человека («А где у мамы глаза, нос, рот, волосы?»). Помогать ребёнку сделать первые обобщения: у всех людей есть лицо, глаза, рот, уши, нос и т.д. И более детально: губы, зубы, брови, щеки и т.д. Позднее дети узнают и запоминают части тела: голова, руки, ноги; живот, спина, шея, пальцы, ногти и т.д. Все части тела имеют своё назначение (функции): «уши – слушают», «глаза – смотрят», «ноги – ходят» и т.д. К 3-м годам малыши способны заметить, что у всех живых существ, как и у человека, есть соответствующие или подобные части тела (например, у людей  - руки, у петушка – крылышки, у зайчика – лапки; у всех есть глаза, уши, нос, рот).
   Подводить детей к первым «открытиям»: каждый предмет имеет не только название, но и назначение (например, ложкой едят, а расчёской причёсываются; на стуле сидят, а в кроватке спят; из тарелки едят, а из чашки пьют; шапку надевают на голову, а сапожки – на ноги и т.д.); предметы можно объединять по их назначению: «игрушки», «мебель», «посуда», «одежда» и т.д.
Наблюдая вместе с детьми за животными, рассматривая иллюстрации, знакомить детей с ними (к них есть, как и у людей, глаза, уши, ноги; они едят, пьют, передвигаются). После 2-х лет следует обращать внимание ребёнка на детёнышей (собака со щенком, кошка с котёнком, свинка с поросёнком и т.д.), а так же на поведение животных (котята играет, мурлычет; собачка лает, кусает и т.д.).
   Попутно желательно использовать фольклорные тексты (потешки, песенки, присказки и сказки), в которых ярко, эмоционально, колоритно отражены характерные  особенности животных и птиц.
К концу третьего года ребёнка можно вводить в мир экзотических животных (слон, обезьянка, крокодил), используя для этого игрушки, иллюстрации в  книгах и т.д.
   Развивающееся мышление и воображение ребёнка позволяет взрослому расширить знакомство с миром, выходящим за пределы их непосредственного окружения (в лесу живут зайцы, лисы, белки; в реке плавают рыбы; в пруду живут лягушки; птицы летают, живут на деревьях).
Мир растений раскрывается детям второго-третьего года жизни в связи с сезонными изменениями в природе. В повседневной жизни обращают внимание ребёнка на изменения в живой и неживой природе в разные времена года. Ознакомление с окружающим миром проходит в процессе наблюдения реальной действительности и отражения её в картинках, а также в художественном слове.

  Формировать у детей элементарные представления об окружающем:
- о человеке: его внешних физических признаках (голова, глаза, уши); о его физических и психических состояниях: проголодался, устал, плачет, смеётся, радуется;
- о деятельности близких ребёнку людей: ест, пьёт, спит, моет посуду, одевается, подметает пол, использует пылесос, рисует, шьет, читает, смотрит телефизор, готовит обед;
- о предметах, действиях с ними и их значении (предметы домашнего обихода: одежда, посуда, мебель, игрушки);
- о живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты), животный мир (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь, голубь и их детёныши);
- о неживой природе: вода (льётся, тёплая, холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают), песок (сыплется, лепится, когда влажный), явления природы (дождь, сыро – гулять нельзя; снег холодный и грязный – в рот брать нельзя – заболеешь; когда светит солнышко – тепло);
   Развивать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому; вызвать интерес к животным и симпатию к ним; знакомить с добродушным и угрожающим поведением животных.




Конструирование

   В возрасте 2-3 лет конструирование слито с сюжетно – отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию сюжетов. Сюжет является мотивом для создания простых конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетное конструирование». Инициатива принадлежит взрослому, а ребёнок только выполняет его просьбы и указания.

   ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
   Формировать интерес к конструированию и приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, стул, стол, диван).
   Знакомить со свойствами и возможностями материала.
   Способствовать развитию у ребёнка представлений о цвете, форме величине.
   Развивать пространственную ориентировку (протяженность предметов – длинная дорожка; расположение предметов на столе – в середине домик  и т.д.)

  Для приобщения детей к конструированию взрослый разыгрывает простые сюжеты. Например: «Пошла Маша погулять и захотела идти по дорожке. А где у нас дорожка? Давайте её построим. (Красную или зелёную, а может быть, лучше жёлтую, как из песочка?).  Или ребёнку даётся машинка, а взрослый строит гараж и предлагает сделать ворота, через которые можно провозить машину.


   Для развития сюжетного конструирования необходимо:

- иметь наборы строительного материала (из ряда LEGO – ПРИМО и ДУПЛО, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики четырёх основных цветов);
- инициировать действия детей через разыгрывание простых сюжетов. Например, «куклы спят и гуляют», «машины едут по улице», «прилетели птички и сели…на башенку, на ворота и т.д.»;
- побуждать ребёнка к совместному складыванию материала в коробку;
- использовать разнообразные игрушки, сомасштабные строительному материалу; при работе с наборами ПРИМО и ДУПЛО в дополнение к основным наборам можно использовать разнообразные элементы из сюжетно – ролевых наборов: «Зоопарк», «Домашние животные», «Машинки».



   К 3-м годам ребёнок:
- различает основные цвета, форму, величину, фактуру (мягкий, твёрдый), соотносит детали (часть) и целое, их взаиморасположение, свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собрать последовательно пирамидку, накрыть ёмкость соответствующей крышкой, вложить в коробки различного размера соразмерные игрушки, построить дорожку, башню, забор из однотипных кубиков, выложить простейшие узоры из крупной мозаики по рисунку);
- использует различные средства для достижения цели и способен предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте (выкатывает застрявший под диваном мячик длинной палкой, влезает на стул, чтобы дотянуться до привлекательной игрушки и т.д.);
- понимает и использует слова для обозначения, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре начинает обозначать словом роль в действии (я – мама, варю суп; Саша – шофёр, едет в машине), использует предметы – заместители;
- интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов (кто это? что это? как это? а зачем?). Особый интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;
- знает назначение многих предметов, место, где они находятся, их принадлежность (полотенце – для того, чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда – в шкафчике, своя – в одном, чужая – в других, машина – своя в гараже, около дома, а та, которая развозит продукты в магазины – на улице, во дворе магазина и др.).

 

 


•    Эстетическое развитие

   Приобщение детей к искусству начинается с их знакомства с народным творчеством и классикой. Ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; любуется формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера.
   Отличительная особенность художественной деятельности детей – её синкретичность и импровизационность: дети легко объединяют различные виды искусства –рисуют или импровизируют на музыкальных инструментах, одновременно сочиняя несложный сюжет или напевая. В художественной деятельности формируются художественные способности детей, прежде всего сенсорные, связанные с восприятием искусства.
   В раннем детстве развитию этих способностей благоприятствует высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, художественное слово, яркие произведения изобразительного и театрального искусства. Для того, чтобы дети не выросли равнодушными к миру прекрасного, необходимо, используя возрастные особенности, приобщать их к этому миру как можно раньше.

 

 

Художественная литература


   Дети раннего возраста во время чтения им художественных произведений эмоционально откликаются на них, способны улавливать разнообразные интонации, отзываться на них; узнавать героев доступных им литературных произведений и сопереживать им.
   Наиболее восприимчивы они к поэзии малых форм: фольклорной и авторской. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
   Ребёнок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты потешек и прибауток, радостно прислушивается и откликается на звукоподражания и ритмические лейтмотивы фольклорных произведений.
   Ребёнок остро переживает события, описанные в литературных произведениях. Слушает понравившуюся ему сказку многократно. Радостно узнаёт героев в иллюстрациях и игрушках, следит за привычной последовательностью сюжетных действий, каждый раз заново переживая счастливый конец сказки.

   ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
   Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, интерес к ним.
   Развивать способность слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание.
   Учить ребёнка выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек и сказок.
  Помогать ребёнку узнавать литературные произведения и их героев при многократном чтении и рассказывании.
   Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок.
   Учить рассматривать иллюстрации, узнавать у них героев литературных произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций (типа: кто это? где у зайки ушки? что он делает? Где мышка? а это что?)
   Учить ребёнка следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него.
   Побуждать ребёнка самостоятельно рассматривать книги, специально изданные для детей раннего возраста (яркие, с крупными иллюстрациями, прочные, плотные, моющиеся).


   К трём годам ребёнок:
- испытывает удовольствие от общения со взрослым по поводу литературных произведений, интерес к их слушанию;
- внимательно, не отвлекаясь, слушает, когда ему рассказывают или читают доступные для его понимания произведения;
- узнает знакомое произведение при повторном слушании, а также героев сказки, рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках;
- передает словом, действием, жестом содержание произведения (потешки, песенки, сказки);
- проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей.


Изобразительное искусство


   У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в деятельности наступает новый этап – узнавание. В их рисунках, лепке появляются некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, что это. Ребёнок с удовольствием называет предмет, т.к. ему становится интересным результат. Так, в изображении прямоугольной формы он узнаёт «машину», «дом». Возвращаясь к рисунку, вновь повторяет эти изображения.
   Ребёнок любит закрашивать лист, испытывая удовольствие от действий с кистью. Его начинает привлекать ритмичное нанесение мазков на бумагу. Ещё нет замысла, рисование и лепка имеют характер игры: возникающий образ становится для ребёнка «живым» - он закрывает рукой нарисованного жучка, «чтобы то не убежал», или «поднимает трубку и разговаривает с мамой по телефону».
   Ребёнок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т.д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь ещё и ещё раз увидеть изображение на листе, объемную форму в лепке.  К 3-м годам дети всё чаще создают изображения предметов разных очертаний – овальных, прямоугольных. Очень своеобразно они передают динамику: рисуют зайчика, потом заштрихуют его карандашом или закрасят краской: «зайчик убежал в лес».
   Узнаваемость получаемых в рисунке и лепке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает ребёнку передать элементарное сходство с предметом, явлением («листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»).  Появление разнообразных форм, цветовых сочетаний, ритмичных мазков придает особую выразительность первым детским рисункам.

   ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
   Воспитывать у ребёнка интерес к разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации). Побуждать его к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел, учить ребёнка передавать образы явлений действительности ритмом мазков, линий, форм. Поддерживать желание самостоятельно выбирать цвета красок, фон листа бумаги. Учить всматриваться в очертания форм, находить сходство с предметами, с персонажами.
   Поддерживать экспериментирование  с красками, комком глины, пластилина, готовыми аппликативными формами для создания простейших композиций.
   Обучать простейшим способам изображения в рисунке, лепке; техническим навыкам рисования красками, карандашами (промывать кисть, аккуратно брать краску, наносить мазки; правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, постепенно учиться закрашивать небольшие части рисунка).


   К трём годам ребёнок:

- реагирует на цвета красок, выбирает понравившиеся; воспринимает и различает контрастные цвета, формы в изображениях на картинке, рисунке; всматривается в очертания линий, силуэтов, форм и находит в них сходство с предметами и явлениями;
- самостоятельно выбирает материалы (краски, карандаши) для передачи образа: от ассоциативного к преднамеренному изображению.
- изобразительная деятельность вызывает у него интерес, стремление к самовыражению, экспериментированию; формируется личностное отношение к результату деятельности. Появляется желание создавать коллективные композиции вместе с другими детьми или взрослыми.



Музыка


   Дети третьего года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают её, узнают, о каком эпизоде или персонаже она «рассказывает». Слушают произведения не только программно изобразительного характера, созданные композиторами специально для маленьких детей, но и классическую музыку. Дети этого возраста могут слушать музыку без обязательного предварительного показа соответствующей игрушки или картинки. Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению, иногда могут узнавать их и по сопровождению, исполняемому на других инструментах (гармошке, триоле, металлофоне, детских синтезаторах).
  Выполняют движения в играх, упражнениях и плясках по показу взрослого, в соответствии со словами, если они есть и музыкой. Запоминают и воспроизводят под музыку показанные взрослыми новые движения.
  Участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движении. В музыкальных играх и плясках овладевают более сложными действиями с предметами, в том числе новыми (палочками, султанчиками, платочками, листиками); новыми движениями, которые выполняются индивидуально (ходьба, бег на месте, «громкая» и «тихая ходьба», осторожные шаги, бег вперед-назад на носках, прыжки на 2-х ногах).

   ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:

   Развивать умение вслушиваться в музыку, понимать её образное содержание.
   Учить различать контрастные особенности её звучания: громко-тихо, бустро-медленно, высокий-низкий регистр и на основе этого – двух-трёхчастную форму.
   Побуждать детей к подпеванию и пению.
   Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках; выполнять совместные движения.



   К трём годам ребёнок:
- эмоционально откликается на музыку;
- с удовольствием слушает песни в исполнении взрослого, узнаёт их и подпевает понравившиеся;
- умеет слушать простые по форме и содержанию программные и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения;
- владеет некоторыми элементарными видами основных и танцевальных движений, которые может выполнять не только по показу, но и самостоятельно.



•    Эмоции


   На эмоциональное поведение детей третьего года жизни влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Например, при систематическом поведении, скажем, музыкальных занятий у ребёнка появляется предпочтение к определенным песням, пляскам, сказкам. Малыш начинает жить переживаниями любимого персонажа. Большую радость ребёнку доставляет возможность что-то слепить, нарисовать, появляющаяся с введением занятий по изобразительной деятельности. Иначе говоря, становятся устойчивее и разнообразятся эстетические эмоции.
   Звонкий смех у ребёнка вызывает непривычная, с его точки зрения, ситуация, например игрушка поросёнок, играющий на скрипке, или солнечный зайчик, ошибающийся в угадывании названий мебели.
   Углубляется чувство симпатии к близким. Ради них ребёнок может отказаться от удовольствия. Например, малыша, которого предупредили, что конфету надо сохранить до прихода мамы, чтобы её угостить, удержался от соблазна съесть сладкое. Легко ли! Он частенько вытаскивал конфету, разворачивал, даже лизал и снова прятал.
   Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Усвоив ряд правил и требований, дети в своих суждениях определяют, как отнесутся взрослые к тому или иному поступку.
   Связь между эмоциями и деятельностью весьма тесная. Эмоции совершенствуются по мере формирования и усложнения различной деятельности. И вместе с тем возрастные своеобразия деятельности определяют специфику и известное несовершенство эмоции в первые три года жизни. В этом возрасте очень живо реагирует на всё происходящее. Но его эмоции кратковременны, неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия ребёнка в этом возрасте ещё не объединены в сложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим.




•    Базисные характеристики личности


   Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны. Они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют своё содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному  становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть её серьёзные деформации.
   К базисным характеристикам личности трёхлетнего ребёнка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.
Компетентность. К трём годам ребёнок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится у общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контакта с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознаёт свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).
Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребёнок активно интересуется окружающим его миром, задаёт вопросы; использует по назначению бытовые предметы, игрушки, предметы- заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; много и активно экспериментирует, наблюдает.
Эмоциональность. Ребёнок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства – радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Инициативность проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в общении (инициативные обращения ко взрослому, вопросы, просьбы и т.д.), в практической деятельности (пробующие действия, экспериментирование с предметами и материалами – красками, бумагой, пластилином, конструктором), в самодеятельных сюжетно - отобразительных играх. Всё это составляет основу развития у ребёнка креативности (способности к творчеству).
Самостоятельность – фундаментальная характеристика ребёнка трёх лет («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своём желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.д.).
Важно всячески поддерживать эту активность, создавая соответствующие безопасные условия. Поскольку словесные предупреждения ребёнок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее её устранить (убирать бьющиеся и колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).

 

 

 

 

Использован материал:

«Истоки: Базисная программа развития ребёнка дошкольника»/ 2-е издание. Под редакцией Курнешовой Л.Е.
«Воспитание детей раннего возраста»/ 2-е издание. Под редакцией Г.М. Ляминой.
Последнее обновление ( 07.10.2010 )
 
< Пред.   След. >

 
 
 
 
 
 


 



Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на WWW.SHUSTRENOK.RU и с указанием имен авторов!
Некоторые материалы и фотографии опубликованы с других сайтов без указания авторства, т.к. мы просто не нашли первоисточники. Если вы обнаружили нарушение авторских прав - убедительно просим сообщить нам об этом, мы соблюдаем закон и обязательно внесём все необходимые ссылки. И в случае запрета на публикацию, обязательно удалим материалы с сайта! Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Cоздание сайта: DomoWeb © 2009г.
Shustrenok © 2009-2011
  Рейтинг@Mail.ru