Компьютерные игры для дошколят! Развиваем логику, внимание и память. Изучаем буквы, цифры и цвета!

 
   

Авторизация

 
 
Advertisement

 
 
Учим ребёнка есть, умываться и одеваться самостоятельно Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ekaterina   
09.04.2011

  

 

 Пробую есть сам

 Умываюсь сам

 Одеваюсь сам (несколько советов, как ребёнку действовать с одеждой и обувью)

 

 

 

    Пробую есть сам


   Некоторые дети могут есть ложкой довольно хорошо даже в 1 год. Но начиная с 1 года — 1 года 3 месяцев большинство детей активно стремятся делать это сами. Предоставьте ребенку такую возможность. Не упустите это время, иначе в 2 года вы ему скажете: «Ты уже большой и должен есть сам», а ребенок в ответ начнет капризничать и требовать, чтобы его кормили.


Итак, с 1 года — 1 года 3 месяцев побуждайте ребенка есть самостоятельно и не запрещайте, если он стремится к этому сам. Учите его правильным действиям:
—    намыливать руки мылом и мыть их круговыми движениями;
—    вытирать руки полотенцем;
—    держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;
—    пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать небольшими кусочками;
—    слегка наклоняться над тарелкой;
—    опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край;
—    вытирать рот салфеткой в случае необходимости во время еды и по ее окончании.

 

Садитесь есть вместе с ребенком, но перед этим скажите: «Сейчас мы с тобой будем обедать, но сначала руки вымоем». Выполняйте умывание в замедленном темпе, пусть малыш видит ваши действия, называйте их. Демонстрируйте ему и прием пищи, пусть ваше поведение будет ребенку примером.
Используйте совместное действие, обучая малыша держать ложку, брать ею пищу и т. д. Возьмите его ручку в свою и выполняйте нужное движение, пусть он почувствует его «рисунок». При этом приговаривайте: «Вот как Мишенька сам ест... пьет из чашки... намыливает ручки...» и т. п.
Ребенок этого возраста, особенно до 1 года 6 месяцев, очень быстро устает, каждое из перечисленных действий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания и, заметив признаки напряжения, усталости, помогите ему: докормите, домойте руки сами.
Обратите внимание и на такое поведение ребенка: сначала он ест с аппетитом, ничто его не отвлекает, но вот он начинает играть ложкой, стучать ею по тарелке, даже переворачивать тарелку, уже не так охотно открывает рот, когда вы подаете ему пищу. Как поступить? Прежде всего не раздражайтесь и не ругайте ребенка, это может привести к потере аппетита. Такое поведение малыша говорит о том, что он уже не так голоден, как вначале. Последуем совету доктора Б. Спока: «Если ребенок перестает обращать внимание на еду, стоящую перед ним, считайте, что он съел достаточно, уберите тарелку и спустите ребенка на пол. Если ребенок немедленно начинает хныкать, чтобы еду не убирали, как будто хочет сказать: «Вы меня не поняли, я еще не наелся», дайте ему еще одну возможность. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он не будет играть раньше, чем насытится».
Взрослых часто огорчает плохой аппетит ребенка. В чем же дело, почему малыш плохо ест? Если ребенок здоров, то потеря аппетита — результат ошибок родителей.
Что же надо делать, чтобы аппетит ребенка не вызывал огорчений? Прежде всего надо постараться каждый раз готовить его к приему пищи за несколько минут до кормления: доброжелательно, ласково сказать малышу, что сейчас он будет есть. Если ребенок играет, не прерывать его игры, а попробовать сделать кормление ее продолжением: «Оленька, твоя дочка проголодалась, давай пригласим ее поесть с нами. Только не забудь помыть ей ручки».
Ребенок должен сесть за стол с хорошим настроением.
Сервируйте красиво стол: постелите чистую салфетку, поставьте вазочку с бумажными салфетками, используйте красивую детскую посуду, желательно с рисунком. Все это привлекает внимание детей и повышает их аппетит. Если ребенок отказывается от еды или ест плохо — не надо кормить его насильно: пища, съеденная без аппетита, не приносит пользы. В этом случае можно попробовать использовать игровые приемы: «Машенька, давай доедим кашку и посмотрим, не улетела ли птичка» (имеется в виду рисунок на донышке тарелки).

 Кормление можно и нужно использовать для развития ребенка. Именно во время еды он без специальных занятий овладевает необходимыми знаниями, узнает названия блюд, их цвет, форму, вкусовые качества (кислое, сладкое, соленое), физические свойства (холодное, горячее, теплое), конечно, при условии, что взрослые обговаривают все действия, называют блюдо, его качества. «Попробуй, Машенька, кисель. Он из клюквы, сладкий, розовый», «Посмотри, Сережа, какой помидор круглый, красный, а огурчик зеленый, длинный».

 

Итак, при правильном воспитании ребенок в два года:
•    перед едой идет мыть руки, моет их сам, хотя, быть может, и не всегда умело;
•    ест самостоятельно ложкой жидкую и густую пищу;
•    обращает внимание на свое грязное лицо, руки, нос, дает взрослому знать об этом или сам пытается вытереться бумажной салфеткой, умыться;
•    требует устранения непорядка за столом (постелить салфетку, убрать крошки и т. п.).

 

Для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, стол и стулья; найти доступное для него место хранения предметов сервировки стола: салфеток (скатерти), посуды и др.
Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает значительность ситуации. Покажите ему пример культуры поведения за столом, не делайте замечаний при какой-либо его неудаче, неловком дейст¬вии, незаметно помогите малышу, похвалите за самостоятельность и аккуратность.
В любом случае привлекайте ребенка к участию в приготовлениях к еде: предложите ему поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т. п. Выполнение этих действий создает у ребенка установку на прием пищи, положительно влияет на его аппетит. Участие малыша в приготовлениях к еде имеет и другую положительную сторону — приучает к труду и самостоятельности.
При кормлении продолжайте придерживаться тех же правил, что и на втором году жизни, обращая при этом больше внимания на культуру поведения за столом.

 

Ребенок к трем годам может:
•    есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила поведения за столом;
•    спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо (однако не злоупотребляйте длинными паузами!);
•    выразить свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку», «Налей еще чаю» и т. п.);
•    говорить «спасибо» после еды.

 

 

 

 

  Умываюсь сам


  Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и могут быть самостоятельными, только если создать им для этого условия.
Для умывания подставьте скамеечку или табуретку, стоя на которой малыш сможет достать кран; полотенце должно быть коротким, чтобы он легко мог им вытереться; повесьте его на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог снять и повесить его сам. Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода не очень холодная и не затекает в рукава.

 

 

 

 

  Я одеваюсь сам


  Из описания всех предыдущих периодов жизни малыша можно сделать вывод о том, что взаимодействие с ребенком было подчинено воспитанию его самостоятельности. Когда ему было всего 7— 8 месяцев, он научился находить в ближайшем пространстве предметы одежды и обуви и пытался натягивать шапочку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конечно, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение. К полутора годам он делает это безошибочно. А если пристраивает шапку на ногу или руку, а ботинок к голове, то смеется, как бы говоря нам: «Я знаю, что так не бывает, я знаю, куда надевать шапку и ботинок, я просто шалю!»
В 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев ребенок активно «помогает» взрослому при одевании и раздевании: подает руку, чтобы надеть варежку, поднимает голову при надевании шапки, платка, подает маме вещи.
К двум годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги — в колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но все еще очень неумело. Однако вы можете за¬метить, как он проявляет упорство, чтобы наилучшим образом выполнить действие. Обязательно подмечайте прежде всего успехи малыша, не фиксируя внимания на его промахах, неудачах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.

К 3—3,5 года ребенок может уже сам одеться и раздеться. Но некоторые родители ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно.

 Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само. И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет «я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что в 5—6 лет будем упрекать: «Ты уже большой, одевайся сам». Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, а самостоятельно все делает небрежно, плохо.
Вы, конечно, замечали, как ваш малыш, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны и в то же время так интересны. И потому ему хочется с ними справиться самому!

Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.

 

Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:
—    крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая моторика кисти;
—    развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство»;
—    ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки;
—    развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.
Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности.
Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами — одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку), а не снимает. Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. А если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.
Когда ребенок вырастет, он будет пользоваться и другими способами, но рекомендуемые нами ниже из-за своей простоты и доступности позволяют ему уже в раннем возрасте быть максимально самостоятельным.
Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить их беспроблемное надевание? Прежде всего подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста.
Итак, снимаем колготки:
—    стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен;
—    садится на стул;
—    берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок);
—    тянет поочередно чулки вниз.
Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках), как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый — у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.
Мы неслучайно так подробно описали, как нужно снимать и надевать колготки. Обратите внимание, сколько надо совершить разных действий, которые не позволят колготкам вывернуться наиз¬нанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. А ведь еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.
Вдумайтесь, если мы, взрослые, тщательно продумаем все действия ребенка, то, безусловно, сумеем найти способ, как облегчить сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным. Ведь это нам легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды! А малышу?

 

 

 

 

Вот еще несколько советов, как ребенку действовать с одеждой и обувью.
     

 

Порядок действий
Способы действий

Место ребёнка,

расположение вещей

Действия взрослого

Платье снять и

повесить

Потянуть платье за ворот двумя

руками преред-вниз, высвобождая

голову. 

Затем потянуть рукав за обшлаг,

за конец рукава (не за плечо!)

вниз сначала с одной руки, потом

с другой.

Рукава и все платье не должны

при этом выворачиваться наизнанку

Стоя за спинкой стула, повесить

на спинку стула подолом вниз,

застёжкой вверх (если она

сзади) или вниз (если она ж

спереди)

Расстегните пуговицы, если самостоятельные 

попытки ребенка оказались безрезультатным;

направляйте движения руки и головы ребенка

вперед-вниз при стягивании платья, вниз - при

стягивании рукава.

Покажите, как взять (за плечевые швы) вещь

застежкой к себе или от себя, повесьте вещь 

совместным действием с ребенком,

разглаживайте ее, приговаривая:"Не сомнется

платьице, пока Оля спит"

Рубашку снять и 

повесить

Расстегнуть две верхние пуговицы;

дальше - как платье деыочки

Так же, как платье
Такая же помощь, как девочке
Пальто снять

Расстегнуть пуговицы начиная с

нижней (!), приспустить пальто с

плеч, выдернуть одну руку из

рукава, затем потянуть за обшлаг

другой рукав свободной рукой

Стоя у вешалки, пальто

повесить на отдельный крючок

Расстегните одну-две верхние пуговицы.

Приспустите ребенку пальто с плеч сами, 

придержите его за спущенный рукав, 

помогите малышу найти петельку, за которую

надо вешать пальто

Обувь снять и 

поставить

Ноги в обуви поставить вместе;

Наклоняясь, развязать шнурки 

(отстегнуть застежку и т.п.), ноги

поочередно вынуть из обуви так,

чтобы обувь оказалась между

ступнями ног

Наклонившись и не вставая со

стула, рукой задвинуть под стул

сразу пару обуви

Помогите расстегнуть обувь, если 

самостоятельные попытки ребенка не 

приводят к результату;

покажите движение, которым обувь

задвигается под стул

Платье (рубашку)

надеть

"Влезть" в платье (рубашку):

ребенок не снимая вещи со спинки

стула (!), наклоняется и

просовывает голову в ворот платья,

затем выпрямляется и поочередно

просовывает руки в рукава

Стоя за спинкой стула

Придержите подол, помогите ребенку 

сделать нужное движение руками, чтобы 

попасть в рукава

Обувь надеть

Выдвинуть обувь из-под стула

одновременно (!), поставить между

ступнями ног, вставить ноги в 

обувь, застегнуть

Сидя на стуле

Покажите, как выдвинуть обувь и поставить

ее, как застегнуть 

    

 

Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.
На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать их «рисунок», то, что приводит к желаемому результату.
Обратите внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на помощь. Причем не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.
Проявите терпение! Очень скоро вы увидите, что ваш малыш справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно.
Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка:

  Лизонька (Оленька и т. д.)
маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Лиза чернобровая.
А баиньки, баиньки, Купим Маше (Оле) валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет Машенька ходить,
Новы валенки носить.


* * *

 

У девочек и мальчиков
Зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, Что на ручки нам надеть?
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь-ищешь и найдешь. Здравствуй, пальчик, Как живешь?»


 
Обыгрывайте действия ребенка. Например: «Тянем-потянем, вытянули ножку. Эту ножку — в этот домик, эту ножку — в дру¬гой домик» (надеваем туфли) и т. д.


Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это с самого раннего возраста малыша. Не думайте, что если ребенок еще не гово¬рит, то он и не понимает. По интонации голоса, по движениям ваших рук ребенок эмоционально сумеет уловить ваше отношение к происходящему.

 

Итак, ваш малыш к 3—3,5 года:
•    охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, требуя, чтобы за него что-либо сделали вы;
•    стремится к активности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;
•    знает место каждой вещи и складывает ее определенным способом;
•    бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место.


Все это результат того, что вы, любя своего малыша, правильно себя вели:
•    проявили терпение, внимание и доброжелательность;
•    отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоценным событием жизни ребенка;
•    для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней;
•    оказывали помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом «Я помогу тебе сделать самому»;
•    хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия, делая что-либо с определенным напряжением;
•    замечали любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили его за самостоятельность;



Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности!

 

 Статью подготовила Кудрявцева Е.А.

 

 

 

Использован материал:

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. 2001 г.

Последнее обновление ( 09.03.2018 )
 
След. >


 
 
 
 
Подписка


Темы форума:


Популярные:
 Учим таблицу умножения
Kathrin 04-02-10 11:37
 Чем занимаются ваши детки после школы
Kathrin 13-01-10 16:17
 Отечественные и зарубежные вакцины. В ...
Kathrin 06-01-10 11:41
 Антибиотики в первый год жизни
Георгий 01-02-10 13:34
 Фимоз и кровь из полового члена у ребён...
Ekaterina 23-08-11 11:37
Последние:
 Помогите выбрать игрушки для развития
Olga1983 29-06-14 04:52
 Где отдыхать после родов?
yltinka 03-08-13 21:38
 Купи жилье в Европе и отдых будет супер!
odesitp 18-07-13 15:42
 Приглашаем на занятия даосскими практиками!
Hei 14-02-13 13:09
 Кто-нибудь хочет в бесплатный круиз по ...
Ekaterina 10-11-12 22:35
Индивидуальный календарь прививок
Индивидуальный календарь роста ребёнка
Индивидуальный календарь набора веса ребёнка




Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на WWW.SHUSTRENOK.RU и с указанием имен авторов!
Некоторые материалы и фотографии опубликованы с других сайтов без указания авторства, т.к. мы просто не нашли первоисточники. Если вы обнаружили нарушение авторских прав - убедительно просим сообщить нам об этом, мы соблюдаем закон и обязательно внесём все необходимые ссылки. И в случае запрета на публикацию, обязательно удалим материалы с сайта! Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Cоздание сайта: DomoWeb © 2009г.
Shustrenok © 2009-2011
  Рейтинг@Mail.ru